Деревню Ижа (Iža), если бы она стояла в русской или в украинской земле, называли бы селом, поскольку в Иже с 1795 года есть церковь во имя Св. Иосифа Обручника. Однако Ижа — это беларуская вёска (агрогородок (!)) в Вилейском районе Минской области. Во времена Речи Посполитой деревня строилась на правом берегу Нарочанки при маёнтке Ижа, который принадлежал знатному польскому роду Кишек (Станислав Кишка (Stanisław Kiszka) — гетман литовский 1512 г.). Соответственно и называлась деревня в те времена Ижей Кищанской или попросту Кищанкой.
По соседству, в двух верстах в сторону Любани была еще одна Ижа — Королевская. Как не трудно догадаться этот маёнток принадлежал польской короне. После российской оккупации и второго раздела Речи Посполитой маёнток Ижа Королевская перестал существовать, а оставшиеся несколько десятков домов стали частью Российской Империи, превратившись в деревню Королевцы.
Глядя на надгробья кладбища в Иже, я понимаю, что фамилия Косяк, пожалуй самая распространенная в деревне. К сожалению из всех Косяков, которые покоятся в ижской земле я знаю лишь двоих — бабушку и дедушку. Едва ли все остальные Косяки — это просто мои однофамильцы. Уверен, что все они связаны той или иной степенью родства с моей семьей. Мой дед Иван Николаевич Косяк и бабушка Вера Викентьевна погибли в декабре 1943 года с разницей в один день. Бабушку расстреляли 21 декабря за связь с партизанами, в числе которых воевал дед. На следующий день партизанский отряд «Ижа» напал на немецкий гарнизон, расположенный в деревне. Но судя по всему нападение было неудачным — погиб мой дед и еще несколько односельчан-партизан. А летом 1944 началась операция «Багратион» , немецкий гарнизон оставил деревню и Ижа была сожжена до тла. По свидетельству оставшихся в живых местных жителей, поджигали дома не фашисты, а партизаны бригады Доватора. Людям дали 24 часа на то чтобы освободить дома, а через 48 часов от деревни остались головешки и печные трубы…
А вот Зстенки Ижанские не сожгли, хотя до них рукой подать — меньше версты. Уцелел дом, построенный моим прадедом! В Застенке было всего то десяток дворов и командование похоже решило не применять здесь «тактику выжженной земли», поскольку оборонительной ценности для отступающих фашистов эта деревенька не представляла. Вот только жить в доме уже было некому. Моего восьмилетнего отца приютила в Илье тетя, а больше живых наследников не осталось.
Само название деревни Застенки неразрывно связано с фамилией Косяк. Потому, что фамилия, собственно, и произошла от названия деревни. Возможно это не совсем очевидно, но это так. Дело в том, что в 1557 году при проведении аграрной реформы в Великом Княжестве Литовским земля была поделена на «волоки» (Волочная помера). Границы волок иначе назывались «стены», а земли оставшиеся за этими стенами попросту называли «застенки». Поскольку волоки отмерялись участками земли правильной прямоугольной формы, то оставшиеся застенки получались соответственно кривыми и косыми. Со временем людей, которые поселялись в застенках и обрабатывали эти «косяки» и «клины» земли стали называть «косяками». В общем, мы говорим «застенок», а подразумеваем «косяк»! Если поначалу поселение в застенках можно было назвать скорее хутором, то со временем семьи росли и разделялись, детям строили новые дома рядом с родительскими, и вот уже отстроен десяток-другой домов и получилась целая деревушка Застенки. Если рассуждать таким образом, то становиться понятным почему фамилия Косяк самая распространенная в деревне Застенки, — ведь по сути все местные Косяки имеют общие генеалогические корни!
В википедии есть упоминание о том, что в 1622 году Застенки — это село в маёнтку Роскасельски, что был в имении Лоск. А в 1800 году это уже деревня Застенок в имении Ижа.
В Клировой Ведомости Ижанской Иосифовской Церкви за 1847 год, которая хранится в архиве г. Вильнюс, указано, что «В Застенке Ижанском Помещика Любанскаго» всего 11 дворов и проживает крестьян: 43 мужского пола и 55 женского. Всего 98 человек. То есть семьи были большие, и участки земли были большие, и на каждом дворе стоял не один дом. Так у моего прадеда Николая Косяка было 82 десятины земли три сына: Иван, Иосиф и Михаил, которые и работали с отцом на этой земле.
Мой прадед Николай Григорьевич Косяк умер 23 ноября 1917 года, через две недели после прихода советской власти. Похоже не выдержало сердце старика революционных потрясений, а может попал он в большевистскую «мясорубку» — это мне пока неизвестно. Но его сыновья Иосиф и Михаил разделили наследство и каждый получил свой надел в Застенке Ижанском. Их брат и мой дед Иван в то время был в немецком плену, куда попал вскоре после мобилизации на фронт в 1915-ом. Но это, как говорится, совсем другая история, и том как мой дед Иван Косяк воевал в Первую Мировую я напишу чуть позже…
«По справке оказалось Ижанской церкви метрическия копии за 1828 год в консисторском архиве имеются статья о рождении и крещении Казимира Леонова сына Лапицкого найдена записанного на польском диалекте под №24 в следующих словах: «22.02.1828 февраля 22 рожден и 26 крещен Казимир сын благородных из застенка Пукелов Леона и Доминики Лапицких законных супругов прихожан сей церкви. Восприемниками при крещении и миропомазании были Г.г. Федор Козакевич из фольварка Людзим с Евою Мисюлиовою из деревни Ижи. Крестил и миропомазал Кс. Василий Снитко». Заверил Иосиф митрополит Литовский и Виленский. г.Вильно 20.01.1863».
Где это застенок Пукелов (водимо принадлежащий Пукел)?
И похоже тут крещение в костеле, Кс. — это ксендз и запись на польском.
Тут https://be.m.wikipedia.org/wiki/Засценкі_(Вілейскі_раён) есть упоминание о том, что в 1940 году Пукалы (Пукелы) были объединены административно с Застенком Ижанским. А тут — http://www.kosiak.eu/ru/archive-docs/o-rozhdenii-i-kreschenii-stefana-grigorieva-kasiaka-1850.html я публиковал выписку из метрической книги за 1850 год о рождении Стефана Косяка, крестщение которого в Ижской церкви совершал священник Иоанн Снитко. То есть в 1828 году в Иже был униатский приход, а в 1850 году уже православный! Это объясняется тем, что брестская уния была ликвидирована в 1839 году и церковь в Иже стала православной. Возможно что священник Иоан Снитко являестя прямым потомком и наследником Кс. Василия Снитко, который крестил Казимира Лапицкого.
В Литовском государственном историческом архиве (http://www.vilnius.skynet.lt/fondy.html) хранятся документы, относящиеся к униатскому периоду Ижанской церки:
604.1.269 Материалы /фундушевая запись, акты визитации, описания, ведомости о народонаселении и др./ по Ижанской греко-униатской церкви Ошмянского благочиния Завилейского уезда.
Даты 1754-1837. Кол-во страниц — 105. Язык русский, польский
Застенки Пукелы и Грелики на старых картах:
http://orda.of.by/.map/?54.665248,26.747041&m=rkka/14,kdwr/14,e/13,wig/14
Во время ревизии 1795 и 1816 гг. писаны в числе чиншовой шляхты Станислав Адамов и сыновья Леон и Иван. Записан 14.09.1795 г. Станислав Адамов Лапицкий 50 лет.
«В 1812 году в Застенке Пукелов умер Станислав Адама сын Лапицкий».
Жили в Застенке Пукелы и были крещены в Ижанской церкви: Леон Станислава сын Лапицкий (Кр.16.11.1802), Иван Станислава сын Лапицкий (Кр.17.06.1810), Казимир Леона сын Лапицкий (Кр.26.02.1828).
Интересно было бы найти, есть ли где метрические книги и исповедные росписи Ижанской церкви. А я пожалуй смог бы поискать документы реформы 1861 года. Какой это был уезд на 1861-1870 годы?
Добры дзень!
Я займаўся пошукам метрычных кніг Іжанскай царквы. Вось, што артымалася пакуль сабраць.
на дадзены момант знайшоў наступнае:
— 1768 — 1778 F9-3103 Вільня, Бібліятэка АН імя Урублеўскіх – Księga metryk Chrzesnych cerkwi Parochialnej iżanskiej 1770-1778. 43 аркушы. — Гэта самыя пачаткі. Касаякі, як і ўсе іншыя тамтэйшыя прозвішчы там сустракаюцца дужа рэгулярна. Гэта аддзел рукапісаў. Фатаграфаваць нельга…
— 1787 — 1801 (РГИА. Завилейский уезд, Ижанская церквь, книги о РБУ за период 1787 по август 1801. Дело № 46 ф. 823 оп. 2). Было б выдата зрабіць копію гэтых метрык. Пакуль да СПб не дабраўся. Можам разам замовіць — будзе танней. Кошта гэтай справы абыдзецца каля 100 даляраў.
— 1805, 1812 — 1826 (з перапынкамі) — у Вільні;
— 1866 — 1900 (-//-) у Гародні (почырк святара дужа кепскі);
— 1900 — 1917 — Менск НГАБ;
P.S. На саце «Вілейскі уезд» я стварыў асобную галіну для абмеркавання тэмы «Метрычныя кнігі ўніяцкай царквы ў Іжы»
И куда делся краеведческий музей из помещения церкви при её открытии в 1989 году, живы ли те краеведы?
http://www.molod-eparchy.by/ru/eparkhiya/blagochiniya/vilejskoe/item/70-prikhod-khrama-svyatogo-pravednogo-iosifa-obruchnika-v-dizha